«Графика. Алфавит. Происхождение и состав русского алфавита». Открытый урок Хачатурян М.Г.

1 ноября 2019 года с обучающимися  12 группы специальности 44.02.01 Дошкольное образование был проведен открытый урок «Графика. Алфавит. Происхождение и состав русского алфавита». За разработку и проведение урока отвечала Хачатурян М.Г,  преподаватель русского языка и литературы  высшей квалификационной категории.

Цель открытого урока: познакомить студентов с историей возникновения славянской письменности, с особенностями славянской азбуки, историей русского алфавита;  продемонстрировать интерактивные приемы работы

В процессе проведения открытого урока решались следующие задачи:

  1. Показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки.
  2. Развивать интерес к родному языку, к родной истории.
  3. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности; способствовать развитию у обучающихся мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности; воспитывать уважение к родному языку и русской культуре; пробуждать интерес к исследовательской работе
  4. Развивать общие компетенции (ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами).

Эпиграфом нашего урока стали слова: «Все начинается с малого: русский язык с азбуки, любовь к Родине с любви к своему языку».

Класс  предварительно был разделён на группы, выполняющие исследования  в рамках проекта «Происхождение и состав русского алфавита»  по темам:

  1. Великие славянские просветители и их вклад в развитие славянкой культуры.
  2. Кириллическая азбука и русский алфавит.Реформы русского алфавита. Исчезнувшие буквы алфавита.
  3. История буквы Ъ. Самая дорогая буква алфавита.
  4. Буквы — иностранцы: ф, а, ы.
  5. Седьмая буква алфавита Ё.
  6. История алфавита в пословицах и поговорках.

В начале урока студенты были озадачены актуальным вопросом: Как вы  понимаете высказывание Сократа  «Заговори, чтоб я тебя увидел…». В ответе студенты подтвердили, что  речь — показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека, поэтому необходимо знать нормы русского языка, любить и изучать русский язык.

Работая со  словами в рамках совершенствования речевой культуры,  правильно расставляя ударение, обучающиеся  обратились за помощью к словарю.

На этапе актуализации знаний об алфавите выяснили необходимость знания алфавита.

На деятельностном этапе все  студенты были приглашены к началу защиты своих исследовательских работ с элементами интерактива;  грамотные презентации подготовила каждая группа.

После вступительного слова преподавателя началась защита работ.

Далее все получили страницы главы 1 Евангелие от Марка, написанный славянским алфавитом. Студентам предложено прочитать несколько строк, написанных буквами славянской азбуки и сделать вывод: в современном русском алфавите 33 буквы, что отличается от количества букв в азбуке-кириллице, в основу которой был положен греческий алфавит, и которая включала в себя 43 буквы. Это произошло с изменением фонетического состава языка, и некоторые буквы не сохранились, или были преобразованы. Из нашего алфавита за тысячу лет ушло 14 букв: зело, ижеи, г’ервь, омега, ять, (и) е, юс малый, юс большой, йотов. юс малый, йотов. юс большой, кси, пси, фита, ижица. В современный алфавит вошли новые 3 буквы: Ё, Й, Э.

Некоторые буквы так и не прижились в русской азбуке, потому что многие буквы в кириллице совпадали по звуковому значению с другими. Например: И и ИЖЕИОН иОМЕГАИ и ИЖИЦАВЕДИ и ИЖИЦАФИТА и ФЕРТ. И в связи с этим трудно было запомнить, когда какая буква пишется в словах.

С помощью анализа обучающиеся смогли прочитать все строки Евангелие.

В завершении урока в качестве проверки знания алфавита студентам было предложено задание «По порядку алфавита выступайте   и качества будущего воспитателя называйте!»

После проведения рефлексии и подведения итога открытого урока студентам предложено  дифференцированное домашнее задание:

1) Сочинить сказку о любой букве.

2) Написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужна графика?»

3) Расположить учебные предметы, изучаемые в колледже,  в алфавитном порядке.