Открытый урок Саксеевой А.В. «Поэзия сердца»

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

С этих строк начался урок литературы Саксеевой Анастасии Валентиновны, преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Дубовский педагогический колледж».

Разговор шел о бесценном даре человечеству. О том даре, что мы можем подарить, но он  все равно у нас останется… Что это за дар? Именно на этот вопрос ребята искали ответ, а помогала им в этом любовная лирика Ф.И. Тютчева. Именно она стала предметом изучения.

Цель урока – создание условий для формирования у обучающихся представления о личной жизни поэта, о роли женщин в творчестве Ф.И. Тютчева и любовной лирики поэта.

Начало урока позволило познакомиться с малоизвестными страницами из жизни поэта. Ребята подготовили сообщения о пяти историях любви, пяти женщинах великого поэта, оставивших  след в его жизни, в его сердце и в его стихах.

Далее, постепенно усложняя задания, переходили к части урока, где анализ стихотворений требовал не только эмоционального восприятия, но и определённых знаний: умения находить тему, определять строение предложений, видеть повторы, поддерживающие композицию, метафоры, сравнения, олицетворения.

Одной из задач было способствовать формированию у обучающихся развития связной монологической речи. Ребята с удовольствием анализировали поэтические произведения, говорили о своём личном восприятии стихотворений.

Основу урока составлял диалог учителя и ученика, поэта и читателя, потому что главная задача таких учебных занятий – не просто дать учащимся какие-то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции.

На уроке были созданы условия для усвоения обучающимися материала о жизни и творчестве Фёдора Тютчева. Для этого применялись следующие методы:

по характеру познавательной деятельности учащихся: частично-поисковый, исследовательский;

по источнику знаний: словесные, практические, наглядные.

стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;

— мыслительной деятельности: аналитические, сравнения,

— контроля и самоконтроля: устный, письменный;

— по организации деятельности: индивидуальный.

Для создания проблемной ситуации на уроке я использовала задание «Верите ли вы…» Считаю, что это позволило обучающейся быть внимательнее на уроке.

Урок сопровождался мультимедийным оборудованием, это помогало систематизировать на понятийном уровне материал урока; музыкальное сопровождение способствовало ориентироваться в зрительных ассоциациях, слышать и понимать чувства лирических героев, чувствовать их любовь и боль.

В конце урока была проведена рефлексия с целью осознания обучающимися результатов своей деятельности и самооценки. Данный вид работы помог увидеть правильность и целесообразность применяемых на уроке методов.