Творческая мастерская «Космическое путешествие в страну красок»

9 апреля 2021 года для студентов 3 курса специальности Преподавание в начальных классах было  проведен открытый урок на тему «Космическое путешествие в страну красок».

Разработала и организовала занятие  преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания Садкова Л.М., специалист  высшей  квалификационной  категории.

Представленное  учебное занятие по изобразительному искусству было составлено в соответствии с требованиями Демо экзамена и чемпионата «Молодые профессионалы», где основной целью конкурсных заданий является  демонстрация умения разрабатывать и проводить фрагменты занятий.

Цель занятия: создать  потребность у будущих педагогов  к патриотическому воспитанию младших школьников в процессе проектирования внеклассных занятий по изобразительному искусству в начальной школе. Практикоориентированное занятие –  методический практикум был выбран  формой проведения  занятия неслучайно, так как основной целью   занятия являлось создание условий для знакомства студентов с вариантом организации внеклассного занятия, посвященного патриотическому воспитанию.

Много внимания было  уделено рассмотрению вопросов изображения космоса как способа патриотического воспитания младших школьников. Сейчас в нашей стране празднуют первый полет человека в открытый космос. Следовательно, выбранная тема – актуальна и, кроме того, она  интересна  для тематических рисунков тем, что сама  тема «Космос» – фантастическая.

Будущие педагоги определили содержание уроков изобразительного искусства с позиций эффективного осуществления патриотического воспитания младших школьников

Были выделены основные виды занятий,  способствующих патриотическому воспитанию младших школьников на уроках изобразительного искусства:

1)  в процессе  рисования на темы, освещающие быт, историю и культуру русского народа,

2) на уроках, посвященных рисованию пейзажей родного края и  портретов земляков,

3) на уроках декоративно-прикладного творчества при изучении народных промыслов,

4) при знакомстве с произведениями русских художников, 5) в процессе бесед с обучающимися о родном крае, его природе и художниках.

Одной из задач урока являлось знакомство студентов с методикой организации коллективной деятельности младших школьников в области изобразительного искусства, таким образом, будущие специалисты последовательно  обучались проектировать занятия в начальной школе.

Кроме того,  на занятии рассматривались проблемы  художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества.

Студенты познакомились с нетрадиционными художественными техниками работы – «примакивание губкой» и «набрызг». Обращалось внимание на обретение будущими педагогами  навыков  использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя тематической композиции на основе  практического опыта.

На открытом уроке было активное применение современных технологий  — творческой мастерской, проблемной и диалоговое обучение.

Представленный урок основан на использовании мультимедийной презентации, работы на   интерактивной доске, просмотра видеоролика. Организация учебного и воспитательного процесса осуществлялась с помощью информационных ресурсов — для демонстрации огромного количества материала, виртуального путешествия и экскурсий, поиска образов.  Это позволило наиболее удачно  представить учебный материал на занятии, удобно и эффектно представить информацию о первом полете в космос нашего космонавта – Юрия Гагарина.

Основная цель такого занятия – патриотическое  воспитание  младших школьников на уроках по изобразительному искусству.

Студентам было предложено объединиться в творческие группы и подготовить защиту  творческой работы.

Для  активизации  учебной  деятельности основными методами  и приемами педагогической  поддержки являлись поощрение и   поддержание  положительного  эмоционального  фона  на  уроке: к студентам, имитирующим деятельность младших школьников пришли на занятие «Королева-кисточка», свеча «Парафиночка», краски «Каляка-Маляка».

На занятии были созданы оптимальные условия для  активного развития творческих и познавательных способностей каждого студента: каждому обучающемуся на уроке предстояло в процессе творческой работы   применять художественные навыки.

Для создания эмоционального настроя, который  положительно сказывается на развитии художественного творчества, использовалось музыкальное сопровождение практической работы.

Объектом для  практической работы  было выбрано выполнение плакатов.

Организация пространства в учебной аудитории в форме кругов позволила участникам ощутить творческую атмосферу мастерской.

Выставка творческих  работ, выполненных студентами, сопровождалась их защитой.

Будущие педагоги приобрели полезный опыт работы в творческой мастерской, который им пригодиться  при  проведении  внеурочной деятельности в начальной школе.

Практическое знакомство с методикой организации  творческой мастерской  позволит им более осознанно проектировать нетрадиционные формы организации внеурочной деятельности младших школьников в процессе прохождения производственной практики и дальнейшей профессиональной деятельности.