Традиционно в рамках проведения недели педагогики и психологии на тему «Взгляд на современное научное пространство в контексте педагогики и психологии», посвященной Дню Российской науки, 04.02.2020 в группе 21 специальности «Преподавание в начальных классах» был проведен открытый урок на тему «Требования ФГОС НОО к организации внеурочной деятельности в начальной школе».
Цель урока: создание условий для формирования представлений об особенностях организации внеурочной деятельности в начальных классах; о технологиях внеурочной работы и их использовании будущими педагогами при работе с младшими школьниками в условиях инклюзивного образования.
На первом этапе занятия «Инициация» с целью создание условий для формирования представлений об особенностях организации внеурочной деятельности в начальных классах было проведено упражнение «Самоанализ», с помощью которого был определён уровень остаточных знаний по вопросам организации внеурочной деятельности в начальной школе.
На этапе «Вхождение и погружение в тему урока» использовался приём «Метофорическая сказка», работа проходила в парах. Полученные студентами навыки дадут возможность в дальнейшей профессиональной деятельности самостоятельно контролировать свой выбор направления и формы организации внеурочной деятельности, которые актуальны в современной начальной школы согласно требованиям ФГОС НОО и требованиям стандарта «Педагог».
На этапе «Целеполагание», использовался приём «Импровизированная речь», который позволил организовать деятельность обучающихся второго курса, мотивировать студентов к активной заинтересованной работе на уроке.
Этап «Формирование ожиданий у студентов» осуществлялся с помощью приёма «Анализ и коррекция задач и плана действий», студенты анализировали и корректировали содержание задач и плана проведения урока, что способствовало принятию студентами субъектной позиции.
На этапе «Интерактивная лекция», отрабатывался приём «Обработка информации», который позволял актуализировать понятия «внеурочная деятельность», «направления внеурочной деятельности». Прием помог расширить знания студентов об использовании технологий на внеурочном занятии.
Групповая работа при выполнении практического задания предполагала заполнение блок–схем «Направления и формы внеурочной воспитательной работы», «Технологии, используемые во внеурочной деятельности», «Сравнительный анализ нормативных документов регламентирующих организацию внеурочной деятельности» на основе работы с учебными текстами в группах.
Отработка будущими педагогами, навыков использования форм организации внеурочной деятельности и трансформация требований их выбора осуществлялась на этапе: «Проработка содержания темы урока» с использованием приёма «Синквейн» (работа в парах).
Значимым практико-ориентированным этапом урока был «Мастер-класс «Сказкотерапия как технология социализации детей с сохранным развитие и с ОВЗ в образовательном пространстве»
Целью мастер-класса стало: создание условий для формирование представлений об особенностях технологий сказкотерапии (элементов сказкотерапии) и ее использовании будущим педагогом при работе с младшими школьниками в условиях инклюзивного образования.
В ходе мастер-класса решались следующие задачи: передача опыта по использованию элементов технологий сказкотерапии путем прямого и комментированного показа последовательности совместных действий педагогической продуктивной деятельности (создание русских народных сказок на новый лад из бросового материала); совместная отработка и анализ изготовления русских народных сказок на новый лад из бросового материала; рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
На этапе актуализации знаний о здоровьесберегающей технологии «сказкотерапия» в ходе дискуссии выяснили, «Какова значимость владения методами сказкотерапии педагогами начальной школы». В ходе обсуждения пришли к выводу, что: «сказкотерапия – это психотерапевтическое направление, позволяющие использовать сказку для развития творческих способностей, расширения сознания, воспитания и развития личности, совершенствования взаимодействия с окружающим миром».
После просмотра плей-каста «Сказкотерапия, основа здоровьесберегающей технологии», будущие педагоги на этапе «Погружения в тему мастер-класса» были озадачены распеделнием по группам, выбрав предметы бросового материала (губку, кисть, ножницы, карандаш, фломастер, краски, клей, пластилин, пластиковые стаканчики, ложки пластиковые, пластиковые тарелки и д.р.).
На деятельностном этапе, раскрыли особенности технологии, и определили, что, необходимо за определенное время по группам выполнить следующее задание: из бросового материала приготовить героев и оформление к сказкам, которые достались при жеребьевке; переписать окончание сказки и приготовиться проиграть следующие сказки: «Колобок на новый лад», «Репка на новый лад», «Теремок на новый лад».
В ходе ритуала «Вход в сказку» при проигрывании сюжета, каждая группа использовала сюжет видео заставки из художественного или мультипликационного произведения.
На этапе «Решение проблемы» студенты проигрывали сказки, переделанные на новый позитивный лад.
На этапе «Подведение итогов урока» для обобщения полученных знаний, использовался приём «Коллаж. Требования к организации внеурочной деятельности» (подготовка общих выводов). Работу будущие специалисты выполняли по предложенному плану. Используя выполненные эскизы, вырезки из газет и журналов студенты обосновали выбор следующих требований при организации занятий по внеурочной деятельности обучающихся в начальных классах. Внеурочная деятельность должна: быть общественно-полезная, досуговая и осуществляется совместно с общественными институтами; включать учащихся в разностороннюю деятельность; формировать навыки позитивного коммуникативного общения; развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
Участвуя в мастер-классе студенты специальности «Преподавание в младших классах», анализировали инсценировки друг друга, делая выводы, внося свои предложения. Данный вид деятельности позволил увидеть друг другу со стороны, оценить свои возможности в сложившейся ситуации.
Приобретенные умения — моделировать и конструировать внеурочное занятие, согласно требованиям ФГОС НОО, стандартам «Педагог», требованиям к содержанию заданий на демонстрационный экзамен по стандарту WSR «Молодые профессионалы 2019» дадут возможность самостоятельно контролировать свой поведенческий выбор, развивать адекватную систему восприятия информации.
Проведенный урок позволит студентам грамотно спланировать внеурочное занятие в ходе педагогической практики ПП. Организация внеурочного занятия в начальной школе, а использование технологий во внеурочной работе будущими педагогами при работе с младшими школьниками в условиях инклюзивного образования определит качество учебно-воспитательного процесса.
Опыт участия студентов в открытом уроке, поможет будущим педагогам отследить ситуации повседневной жизни, ведущие к эмоциональному напряжению, так же правильно оценить последствия человеческой деятельности и собственных поступков, овладеть навыками быстрой адаптации к психотравмирующим ситуациям, воспитать в себе такие качества, как уверенность, чувство собственного достоинства, позитивный взгляд на жизнь, толерантное отношение к себе и другим, умение творчески, нестандартно решать повседневные проблемы.