14.12.2017 Мастер-класс Заболотнева И.Б.
14.12.2017 года в рамках проходившей на базе Дубовского педагогического колледжа олимпиады по информатике для обучающихся Дубовского муниципального района был проведен мастер-класс «Использование коммуникативно-диалоговых технологий в образовательном процессе». Мастер-класс для педагогов образовательных учреждений г. Дубовки подготовила и организовала преподаватель психолого-педагогических дисциплин высшей квалификационной категории Заболотнева Ирина Борисовна.
Знакомство с современными педагогическими технологиями (коммуникативно-диалоговыми) осуществлялось в рамках районной олимпиады по информатики с учителями математики, информатики Дубовского района и преподавателями колледжа.
Цель мастер-класса: создание условий для использования коммуникативно-диалоговых технологий в образовательном процессе.
Задачи занятия: актуализировать проблему использования коммуникативно-диалоговые технологии наряду с ИКТ; расширить знания о коммуникативно-диалоговых технологиях; познакомиться с методическими приёмами коммуникативно-диалоговых технологий; научить использовать методический приём «Метафорическая сказка» при создании благоприятной рабочей атмосферы на занятии; овладеть приёмами сотворчества при формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности.
В ходе дискуссии на этапе актуализации знаний о коммуникативно-диалоговых технологиях преподаватели и учителя выявили, что рассматриваемая технология включает в себя: поисково-исследовательские и проектные методы, групповые и индивидуальные формы деятельности и её рефлексию, разные виды межсубъектного общения и сотворчества, их оценку.
На этапе «Вхождение или погружение в тему мастер-класса» применялся приём «Метафорическая сказка» или «Впечатления о нас обучающимися», где преподаватели с радостью примеряли на себя роль «Баба Яги» и активно соотносили себя с «Иваном Царевичем», обыгрывали личностные качества преподавателей (учителей), отобразив это в бланке-ответов.
В ходе мастер-класса был продемонстрирован приём «Метафорическая сказка», используемый в процессе подготовки будущих воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Значение диалогической позиции будущего воспитателя было раскрыто на примере «примерения» на себя студентами роли «Сестрицы Алёнушки». Проявлению будущими специалистами терпимого отношения к различным взглядам родителей помогло представление их в роли «Бабушки (дедушки)» из сказки «Курочка ряба».
Все участники мастер-класса были готовы принять взаимоисключающие точки зрения на проблему и находили коллегиальные решения с учётом доказательности и аргументированности позиций участников диалога, а также жизненного опыта.
В ходе мероприятия был проведён анализ использования технологии педагогических мастерских, позволяющей учитывать потребности, интересы, мотивы, формировать у будущих специалистов ценностные ориентации.
Участники мастер-класса познакомились с алгоритмом работы по данной технологии «Педагогическая творческие мастерские» обсудили и дополнили новыми идеями схему этапов: «Индукция», «Творческий продукт», «Творческий процесс».
Итогом встречи стали просмотр и обсуждение притчи «Всё в наших руках», где были выделены основные принципы диалогового взаимодействия (диалог, сотрудничество, сотворчество).
Анализ практики подготовки специалистов показывает, что внедрение диалоговых форм обучения способствует более глубокому и осознанному восприятию студентами действительности, у обучающихся вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура, поэтому в настоящее время среди педагогов учреждений среднего профессионального образования повышается интерес к коммуникативно-диалоговым технологиям – как к индикатору того, что развивается инновационный процесс.