О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
С этих строк начался урок литературы Саксеевой Анастасии Валентиновны, преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Дубовский педагогический колледж».
Разговор шел о бесценном даре человечеству. О том даре, что мы можем подарить, но он все равно у нас останется… Что это за дар? Именно на этот вопрос ребята искали ответ, а помогала им в этом любовная лирика Ф.И. Тютчева. Именно она стала предметом изучения.
Цель урока – создание условий для формирования у обучающихся представления о личной жизни поэта, о роли женщин в творчестве Ф.И. Тютчева и любовной лирики поэта.
Начало урока позволило познакомиться с малоизвестными страницами из жизни поэта. Ребята подготовили сообщения о пяти историях любви, пяти женщинах великого поэта, оставивших след в его жизни, в его сердце и в его стихах.
Далее, постепенно усложняя задания, переходили к части урока, где анализ стихотворений требовал не только эмоционального восприятия, но и определённых знаний: умения находить тему, определять строение предложений, видеть повторы, поддерживающие композицию, метафоры, сравнения, олицетворения.
Одной из задач было способствовать формированию у обучающихся развития связной монологической речи. Ребята с удовольствием анализировали поэтические произведения, говорили о своём личном восприятии стихотворений.
Основу урока составлял диалог учителя и ученика, поэта и читателя, потому что главная задача таких учебных занятий – не просто дать учащимся какие-то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции.
На уроке были созданы условия для усвоения обучающимися материала о жизни и творчестве Фёдора Тютчева. Для этого применялись следующие методы:
—по характеру познавательной деятельности учащихся: частично-поисковый, исследовательский;
—по источнику знаний: словесные, практические, наглядные.
—стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
— мыслительной деятельности: аналитические, сравнения,
— контроля и самоконтроля: устный, письменный;
— по организации деятельности: индивидуальный.
Для создания проблемной ситуации на уроке я использовала задание «Верите ли вы…» Считаю, что это позволило обучающейся быть внимательнее на уроке.
Урок сопровождался мультимедийным оборудованием, это помогало систематизировать на понятийном уровне материал урока; музыкальное сопровождение способствовало ориентироваться в зрительных ассоциациях, слышать и понимать чувства лирических героев, чувствовать их любовь и боль.
В конце урока была проведена рефлексия с целью осознания обучающимися результатов своей деятельности и самооценки. Данный вид работы помог увидеть правильность и целесообразность применяемых на уроке методов.