1 ноября 2019 года преподавателем Семенихиной Н.В.был проведён открытый урок русского языка «Происхождение русского алфавита».
Цели урока: знакомство с историей происхождения русской азбуки, формирование любови и уважения к родному языку и истории развития языка.
Задачи: — осознание роли просветителей Кирилла и Мефодия в создании славянской письменности;
— знакомство с особенностями кириллицы и глаголицы, осознание сущности изменений, произошедших в процессе становления и развития русского алфавита (реформы Петра I и 1917-1918 годов);
— формирование умений складывать слова их букв старославянской азбуки, читать тексты, написанные на старославянском языке, переводить на современный русский язык;
— формирование умения работать с учебным текстом, находить нужную информацию, сопоставлять и делать выводы, работать в парах (распределять обязанности, слушать и слышать друг друга);
— формирование умения планировать работу, подводить итоги и анализировать результаты;
— развитие эстетического вкуса, творческих способностей.
Урок проведён в форме заочного путешествияв глубь веков. Выбранная форма позволила обучающимся вместе с автором книги Е. Перехвальской «Откуда азбука пошла»отправиться в IX век, заглянуть в город Солунь Византийской империи, где учились Кирилл и Мефодий, познакомиться с особенностями обучения того времени, осознать необходимость создания славянской азбуки.
Побывав на Руси Xвека, посетив келью монаха-летописца, студенты в процессе сравнительного анализа и наблюдения над языковым материалом, прослушивания и самостоятельного чтения древнерусского текста выявили особенности старославянского письма и осознали необходимость реформирования древнерусской азбуки.
Путешествие в VIII и XX века позволили учащимся увидеть сущность реформ Петра I и начала XX века, узнать, когда появились буквы Э(э оборотное) и Й (и краткое), осознать, почему они так называются, познакомиться с историей возникновения в русском алфавите самой молодой буквы Ё и необычной «судьбой» буквы Ъ («ер»).
На уроке использовались разнообразные приёмы и виды деятельности:
— постановка учебной задачи;
— сравнительный анализ, наблюдение над языковым материалом (сравнение и анализ букв греческого алфавита, старославянской и современной русской азбуки, сопоставление двух славянских азбук (кириллицы и глаголицы);
— выполнение упражнений (складывание слов из букв кириллицы, запись слов с использованием букв глаголицы, прослушивание и самостоятельное чтение отрывка из «Слова о полку Игореве», написанного на древнерусском языке, перевод текста «Боярин» из азбуки Елизаветы Бём);
— работа с учебным текстом;
— индивидуальные сообщения учащихся.
Отобранное содержание, оборудование урока (презентация, свиток времени, раздаточный материал, учебные тексты), индивидуальныеи фронтальныеформы организации учебной деятельности, работа в парах, обращение к произведениям древнерусской литературы, использование сравнительного анализа в процессе наблюдения над языковым материалом, взаимопроверки способствовали достижению целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.