Мастер-класс «Различные техники мультипликационного творчества в работе с детьми» проходил 12.12.2019 года. Взаимодействие студентов группы 32 специальности Дошкольное образование с дошкольниками, воспитателями и сотрудниками МКОУ СШ №1 структурное подразделение Детский сад г. Дубовки осуществлялось в рамках проекта «Маленькие волонтеры – добрые дела дошколят и их родителей».
Цель мастер-класса: научиться создавать мультфильмы совместно с дошкольниками в разных техниках (пластилинография и бумагопластика).
Задачи занятия:
— изучить историю создания пластилиновых мультфильмов;
— учиться лепить из пластилина героев мультфильма, используя технологию лепки по образцу с элементами бумагопластики;
— освоить покадровую съемку фигур из пластилина;
— создать единый продукт, используя компьютерную программу «Киностудия Windows Live» вместе с дошкольниками.
На этапе актуализации знаний о мультипликации дошкольники вместе со студентами в ходе дискуссии выяснили: «Какие зарубежные и отечественные произведения они охотно смотрят?», «Какие виды мультфильмов они знают» и т.д.
Воспитатели группы «Капельки», Числова Ю.А. и Колшенская Е.В., с радостью поделились своими воспоминаниями и охотно ответили «Какие мультфильмы смотрели они в детстве? Какие смотрят дома их дети?».
Посмотрев отрывки произведений «Ну погоди!» и «Пластилиновая ворона», участники мастер-класса пришли к выводу, что отечественные мультфильмы учат доброте, уважению, отзывчивости, умению дружить, не обманывать, быть сильными и смелыми.
На этапе «Вхождение или погружение в тему» мастер-класса будущие воспитатели рассказали о том, что мультипликационный фильм, мультипликация – это анимация, что в переводе с латинского означает «душа», «одушевление» или «оживление». Презентуя первые исторические кадры, студенты представили первого мультипликатора человека по имени Шарль-Эмиль Рено, который в 1908 году создал первый в истории полностью анимированный фильм, который был похож на оживший рисунок мелом по асфальту. Он оказался двухминутным. Этот год и считается годом рождения мультипликации. Так, в него пришли сначала звук, а потом и цвет.
В ходе мастер-класса был представлен кроссенс, подборка фотоматериала по созданию первых советских мультфильмов, дошкольникам предлагалось отгадать названия произведений.
Ребятам не составило труда разделить мультфильмы на несколько категорий. Работая по группам и создавая коллаж «Виды мультфильмов», они быстро выделили и привели примеры рисованных, кукольных, пластилиновых и компьютерных фильмов.
Все участники мастер-класса были готовы вступить в обсуждение, отвечая на вопрос, поставленный будущими педагогами: «Из чего делают пластилин?». Педагоги получили полные и интересные ответы. Ребята узнали, что пластилин – это та же глина, с которой человек знаком уже несколько тысячелетий. Он только технологически усовершенствован и более приспособлен к изготовлению изделий. В состав современного пластилина помимо мелкого очищенного глиняного порошка входят еще и красители, воск.
В ходе подробного анализа кадров мультфильмы «Бумажки», была выявлена техника мультипликационного творчества – бумагопластика. Под одним словом бумагопластика скрывается создание удивительных предметов сделанных на основе главного свойства материала запоминать форму. Благодаря пластичности можно изготавливать объёмные композиции и трёхмерные скульптуры. Это далеко не новый вид творчества, но только к концу XX столетия бумагопластику признали отдельным направлением искусства.
Для работы по созданию мультфильма, дошкольники были разделены на группы, по выбору героев для лепки и создание декорации их бумаги. Перед воспитанниками стояла задача: определить героев, какого мультфильма они будут создавать, но долго думать не пришлось, так как все узнали новогоднюю сказку «Ёлочка под Новый год».
Работа по созданию пластилинового мультфильма с элементами бумагопластики осуществлялась по этапам.
На первом этапе проходило создание сценария, все дружно вспоминали содержание новогодней сказки «Ёлочка под Новый год», рассказывая её по ролям.
На втором этапе, распределив роли, познакомились с инструкцией: «Будем работать по группам, т.к. в большом коллективе важно чётко распределить обязанности, чтобы добиться продуктивной и слаженной работы. В этом у нас не будет трудностей, т.к. все мы были заинтересованы в результате нашего проекта. Да и работы предстоит сделать немало, на всех хватит».
На третьем этапе дошкольники по группам лепили героев, делали фон и другие декорации. В ходе групповой работы было видно: ребятам интересно узнать, как будут выглядеть герои, где будет происходить действие мультфильма.
Четвёртый этап основывался на процессе «оживления» героев с помощью покадровой съемки. Дошкольники двигали своего героя по сценарию. После каждой фазы движения делали один кадр, каждый раз вспоминая содержание сказки.
Озвучивание персонажей на пятом этапе, отмечалось добавлением звуковой дорожки и титров.
На шестом этапе дошкольники с радостью смотрели готовый мультфильм.
Подводя итоги встречи, будущие воспитатели сделали акцент на достижении цели мастер-класса — создание собственного пластилинового мультфильма посредством использования технологии лепки по образцу с элементами бумагопластики. Ведь авторский мультфильм – это позитивные эмоции, хорошее настроение и интересный опыт.
Рождение мультфильма – длительный и сложный процесс. Мы со студентами попытались донести ребятам основы творческого процесса, понять принципы съемки, освещения, создание декорации из бумаги с элементами бумагопластики и т.д. Ведь именно в действии постепенно и познаются секреты анимационного мастерства.
В ходе мастер-класса дошкольники попробовали себя в разных ролях, они были сценаристами, режиссерами, художниками-мультипликаторами, звукорежиссерами и фотооператорами. А самое главное для воспитателя ДОУ в ходе создания мультфильма, научить дошкольников работать в группах, прислушиваться к мнению остальных.
Маленькие творцы со своими руководителями в ходе плодотворной деятельности предложили продолжить серию съёмок авторского произведения дома, а затем показать итоги на празднике «Новый год шагает по планете!».